Как правило, коррупционера: для того, чтобы платить «абиссинский налог», чтобы украсть градус

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

O врeдe гусинoгo мясa

Пo прикaзу Ивaнa Грoзнoгo с 1561 гoдa. утвeрждeн в сoстoяниe тaк нaзывaeмoй Судeбнo-диплoм. В нeй былo упoмянутo и o «нeпрaвeдныx» бoг. «xoзяин пoсулы». Им тeпeрь вeлeнo кaрaть смeртнoй кaзни, a приoбрeтeннoe лиxoимствoм xoрoшo «, чтoбы дaть тe люди, кoтoрыe нa ниx дoнeс». Oдин из сaмыx яркиx случaeв рeaлизaции этoгo зaкoнa стaлa истoрия с дьякoм, oкaзaвшиxся в тo, чтo oн принял oт прoситeля «эксклюзивнoe» прeдлoжeниe – зaжaрить гуся, нaфaрширoвaннoгo мoнeт. Зa тaкoй прoступoк aлчнoгo гoсудaрeвa чeлoвeкa, пригoвoрeн к чeтвeртoвaнию. Пaлaч, снaчaлa были oбe нoги, зaтeм oбe руки вышe лoктя. При кaждoм взмaxe тoпoр у прeступникa спрoсили, пo вкусу ли eму гусинoe мясo?.. Пoслeдний удaр пoстрoeн был лишeн гoлoвы.

Жaднaя стaкaн

«Я бы тeбe к Пeтру Ильичу, и eсли Пeтр Ильич гoвoрит, и тo, чтoбы ты был для дьяку Вaсилию Сычину. Пришeдши к дьяку, в xoрoмы нe вxoди, прeждe рaзвeдaй, вeсeл ли дьяк, и тoгдa вoйди, пoбeй чeлoм крeпкo и грaмoтку oтдaй. Будeт дьяк грaмoтку прилeжнo, тo дaй eму три рубля дa oбeщaй eщe, a кур, пивa и вeтчины сeбe дьяку нe oтдaвaй, a стряпуxe. Зa Прoшкиным тo сxoди к пoдьячeму Степке Ремезову и попроси его, чтобы сделал, а к Кирилле Семенычу не ходи; этот проклятый Степка все себе в лапы забрал; от моего имени Степки не проси, я его, подлого вора, чествовать не хочу. Понеси ему три алтына денег, рыбы сушеной, да вина, а он, Степка, жадная лица и пьяная». (Из заповедей стольника Колонтаева своего сотрудника. 1630-й год.)

Торт для кладбища

Упомянутый выше «тактический ход» с вручением предложения, нафаршированного деньги, еще раз наблюдать в царской России. Один из этих случаев относится к концу XVIII века. Тогда сообщество москвы старообрядцев-федосеевцев во главе богатый купец Илья Ковылин. Благодаря его усилиям и организаторскому таланту удалось организовать в районе села Преображенского старообрядческий монастырь с обширным кладбищем. Однако во время императора Павла из столицы пришел приказ о закрытии некрополь. Узнав об этом, Ковылин пошел на нос к обер-полицмейстеру, который должен был выполнить императорский указ. Хитрый купец-старообрядец распорядился специально для визита полицейского начальства испечь большой большой пирог, начиненный червонцами…! Именно это и лечение, и сыграло решающую роль: обер-полицмейстеру так понравилась начинка пирога, что он сразу же проникся благорасположением к просителю и соизволил просто «забыть» доступны из санкт-Петербурга. Кладбище выжил и все еще существует.

Волшебная книга

Во время правления Александра ii) любое государственное ведомство каждый год выпускало специальный «один» — справочник, который доступен каждому желающему. Книга содержит список всех сотрудников этого отдела, и для каждого из них, привел информацию об услуге, получил награды и взысканиях, о размере получаемого жалования, а также наличие в собственности (наследование, полученные от самого работника и даже «состоящий женщина»). Столь подробные данные помогли определить, насколько честно человек выполняет свои служебные обязанности. Каждый, кто имеет уличный в коррупции, увольняли от службы и привлечь к суду. Если «погоревший на взятках» является дворянином, то не только он, но его дети, и отныне не могут претендовать на место в государственной службе.

«Как можно выразить благодарность?»

Получить огласку уродливая история, случившаяся в 1882 году. Тогда костромские власти приходят хлопотать о продлении Северной железной дороги до их города. Делегация «отцов города», я отправился в столицу. Однако там вещи для костромичей не заладились. Важный вельможа, от которых зависит окончательное решение вопроса, устали несколько визитов к нему «ходоков» с волжских берегов, и заповедал им больше не пропускать. Тогда члены делегации решили отправить должностным лицом одного из своих представителей «частных объяснение» (для большей гарантии успеха костромичи даже заказали заранее молебен в церкви!) Носить с доверием членов делегации направился в сторону дома, чтобы упрямому вельможе. Там он сначала провести «разведку боем»: дал швейцару 25 рублей и, чтобы выяснить, «берет» ли хозяином. Получить – хотя и в более завуалированной форме – положительный ответ, визитер шагнул в гостиную. Там скоро появится хозяин дома и, увидев знакомый просителя, закричал: «Опять вы здесь? Убирайтесь немедленно вон!» Однако костромич решил торопится и спросил вкрадчиво: «Ваше превосходительство, смилуйтесь, скажите, сколько вам выразить благодарность?» Услышав это, вельможа сразу гнев на милость и дружеский тон приглашает: «Садитесь.» В конце концов ближайшие блиц-переговоров стороны согласились на 3,5 тысячи рублей серебром. После нескольких лет железнодорожные рельсы дотянулись-таки до Костромы.

За взятки – смертная казнь

Один из самых первых вещей, которые должны были принять участие сотрудники вновь образованной ВЧК, что произошло, член следственной комиссии ревтрибунала Алексеевский. О том, коррупции эпизод сообщил следственный комитет сам Дзержинский: 19 декабря 1917 года. сторож от Барецкого, второго директора ресторана «Медведь», подслушал разговор следующего содержания: «Алексис требует от Барецкого 5 тысяч рублей за освобождение Леонарди (первого директора «Медведя»), арестованного за покупку поддельной печати».

Еще через несколько месяцев, 8 мая 1918 года. выходит Декрет Совнаркома «О взяточничестве». Это был первый в Советской России правовой акт, предусматривавший уголовную ответственность за коррупционные преступления. Преступники отныне ждало тюремное заключение и принудительный труд на срок от 5 лет. Как это принято в стране четыре года спустя, Уголовного кодекса и не является угрозой для подобных преступлений-захвата. Один из плакатов, растиражированных в это время, призывал: «Граждане! Не давайте взятки! Обратитесь к трем жалоб на вымогателей взятки; ваша жалоба будет рассмотрена немедленно. Суровая кара ждет взяточника!»

А вот и определения пленума Верховного суда, принятое в 1929 году: «Все случаи получения должностными лицами магарыча, т.это. любой вид роскоши, где бы то ни было виде, подлежат квалификации как получение взятки».

Как отмазать от Лагеря

В годы сталинских репрессий некоторые чекисты, случалось, «за соответствующее денежное вознаграждение» оказывает содействие в прекращении следственных дел или «льготы» во время отбывания срока. В 1950 г., по просьбе своего раба был арестован сотрудник одного из подразделений МГБ Кузнецов. Проведенного расследования оказалось, что «в 1948 году. за взятку в размере 12 тысяч рублей Кузнецов оставил приговорен Гринберга ему наказание в Московской области, а не его высылки в отдаленные районы страны. В 1947 году получил 4800 евро. с Богомоловой, как обещал, чтобы перевести осужденный на ее мужа из тюрьмы в лагерь, а то раньше времени выпустить его…»

Неправильный контрразведчик

Генерал-лейтенант П. А. Гладков, занимавший с 1943 года. высокий пост начальника Управления контрразведки ВМФ СССР был в 1946 году, отстранен от должности за незаконное расходование крупных государственных средств, нормируемых продуктов и промтоваров. Генерал уличили в хищении автомобилей. Личный транспорт он обеспечил не только себя, но и коллег на несколько других генералов.

Осенью того же года министр государственного контроля СССР Лев Мехлис доложил заместитель Председателя Совмина Лаврентию Берии о том, что заместитель министра трудовых ресурсов СССР П. Г. Москатов Года. и И. Зеленко злоупотребления служебным положением. Они были потрачены на строительство собственного дома более 80 тыс. рублей государственных средств и, кроме того, использовал бесплатный труд студентов на несколько профессиональных школ.

Их «старший научный сотрудник», министр угольной промышленности западных районов СССР. Г. Оника, стал жертвой своей любви к устройство «халявных» праздники. Несмотря на существующий официальный запрет, в мае 1946 года. он организовал несколько шикарных банкетов, на которые было истрачено 350 тысяч рублей, – и вся эта роскошь оплачивалась за счет угольных предприятий.

Еще один министр в самое скудное послевоенное время осуществляется лошадей. Руководитель министерства пищевой промышленности. П. Зотов содержал для собственного удовольствия всю конюшню. И она числилась на балансе министерства, и в год обходилась в 752 тыс. рублей. Интересно, что все упомянутые «министерские товарищи» отделались очень легко: Зеленко был отстранен от должности, а остальные не получили только выговоры.

Сколько стоит адвокат?

В разные годы в СССР были даже неофициальные «тарифы» на получение тех или иных постов. Например, в 1969 г., для того, чтобы стать первым секретарем райкома партии в Азербайджане пришлось выложить вышестоящему руководству 200 тысяч рублей. Так стоит кресло ректора института. В председатели колхоза «продвигали» на 50 тысяч. А если вы хотите, чтобы окружной прокурор, или судья – садитесь за руль 30 тысяч.

Цена на пост директора московского магазина варьируются от 10 до 30 тысяч. «Теплое» место продавца в пивном ларьке оценивалось в 15 тысяч. Для сравнения: средняя зарплата в европейском Союзе тогда была около 100 рублей в месяц.

«Билет» за рубежом

В одном из интервью известная певица Галина Вишневская вспоминала, после того, как он должен был дать взятку министру культуры: «Четыре сотни долларов я отдала министра Фурцевой, сопровождавшей театр путешествия… Чтобы это сообщение меня за границу по личным контрактам, препятствий не чинила! В конце концов, сколько раз это случалось: пригласил Вишневскую, а поет, едет в другой… в этот вечер мы с Фурцевой собирались вместе, чтобы пообедать, я зашел в комнату к Екатерине Алексеевне, перевела дыхание и вдруг сказал: «Купите себе что-то дочь подарок». Домик купюру. Стоял в поту, боясь подумать, что произойдет, если Фурцева откажется взять деньги. Наверное, померла бы от страха и стыда! … Фурцева, не поморщившись, проглотить приманку, как это обычно, что-то. Даже не поблагодарил…»

Украл градус!

Многие работники торговли и сферы услуг в СССР должны были заплатить за их «хлеб» регулярные отчисления, определенные денежные суммы своим вверх «покровителей». Существует даже в повседневной жизни, для обозначения этого правила: «абиссинский налог». Чтобы заработать и ему, и себе в карман должны были наживаться за счет клиентов. Например, в кафе, рюмочных и буфеты тамошний персонал традиционно используется недолив водки и вина, «кража градусов» – водка с водой, снижая его крепость на несколько градусов (для выпивающего это почти незаметно, а продавец – выгоду). В советских ресторанах кроме того, практикуется подмешивание в дорогой армянский коньяк, где дешевле «Старки» (ржаной водки, настоянной на листьях яблони или груши). Как утверждают специалисты, даже лаборатории для экспертизы не помогли разоблачить подобную махинацию.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.